Выбор моторного масла: как это сделать правильно?
Культура обслуживания автомобилей с советских времен сильно изменилась: автовладельцы все чаще предпочитают ездить в автосервис, а не пытаться справиться своими силами. Конечно, квалифицированные специалисты выполнят работу качественнее, да и расходники всегда рядом – на складе. Правда, совсем уж отстраняться от выбора запчастей все же не стоит. Сервисмены скорее всего предложат вам не то, что лучше работает, а то, на чем они зарабатывают больше денег. Скажем, если у них есть контракт с определенным дистрибьютором моторных масел, который поставляет им продукцию в 200-литровых бочках, вам настойчиво будут рекомендовать именно это масло. Но, может, стоит взять ситуацию в свои руки и самому выбирать, какое масло заливать в двигатель?
На самом деле выбор масел не так уж и сложен. Только руководствоваться надо в первую очередь не навязчивой рекламой и предпочтениями к тому или иному бренду, а рекомендациями производителя самосвала (точнее, мотора). Скажем, вам нужно масло для VW Polo 1,6 л. Открываем руководство по эксплуатации автомобиля и находим допуск, которому должно соответствовать масло: VW 502 00. Теперь можно вспомнить про те самые предпочтения к брендам – в ассортименте любого их них скорее всего найдется масло с соответствующим допуском. Правда, есть одно «но»: самые популярные марки масел давно и успешно подделывают, так что есть шанс купить суррогат. Именно поэтому многие автовладельцы предпочитают заливать менее «именитые», но не менее качественные масла – например Eurol и NGN.
А как же быть с сезонностью, с вязкостью масла? Здесь тоже ничего сложного. Сезонные масла давно канули в лету – теперь все они рассчитаны на эксплуатацию в любое время года. Но даже в пределах России климатические условия могут быть разными: когда в Сибири -40С, в Крыму может быть +10С. Вот здесь и стоит задуматься: как выбрать моторное масло, исходя из особенностей вашего региона?
На любой канистре масла вы найдете маркировку типа SAE 5W 40. В ней и есть вся необходимая вам информация. SAE – это американская система международной квалификации масел, Society of Automotive Engineers (Общество Автомобильных Инженеров). Цифра перед буквой W обозначает низкотемпературную прокачиваемость масла. Проще говоря, показывает, при каких температурах холодного пуска масло будет достаточно «жидким» для качественной смазки деталей. Например, масло 15W обеспечит нормальную смазку при температуре до -15С, а 0W – до -45С. Конечно, если вы меняете масло два раза в год, весной и осенью, для «весенней» заливки значение низкотемпературной прокачиваемости не так важно (если есть уверенность, что до следующей замены в вашем регионе суровые морозы не наступят). Зато играют большую роль другие цифры: две последние в маркировке. Это показатель высокотемпературной вязкости, характеризует смазывающие способности при 100C. Например, масло с маркировкой -30 в конце рекомендовано эксплуатировать при температурах до +25С, а -40 – уже до 40С. Это конечно условно и в немалой степени зависит от самого двигателя, например некоторые производители рекомендуют круглый год использовать масла с вязкостью 0W-20 нещависимо от температуры окружающей среды.
С маркировкой разобрались. Достаточно ли у нас теперь знаний для выбора масла? Почти! Дело в том, что маркировка не содержит никаких сведений об основе (базе), на которой сделано это масло. Все мы знаем, что есть масла минеральные, синтетические, и некий промежуточный вариант – полусинтетика. Базовые масла – это отдельная тема для разговора. Ограничимся следующим советом: если вы хотите, чтобы двигатель служил вам долго и запускался уверенно, выбирайте синтетические масла. И тут снова дилемма. Дело в том, что «синтетика» может существенно различаться по стоимости. Цена зависит во многом от способа производства «базы»: в одном случае его получают с помощью гидрокрекинга, в другом – синтезом из полиальфаолефинов (ПАО), Эстеров и так далее. Второй тип масел всегда дороже, потому что дороже и сама технология. Значит ли это, что гидрокрекинговые масла хуже? Нет, если у вас не спорткар, и вы не собираетесь эксплуатировать двигатель в предельно жестких условиях. Для большинства серийных автомобилей именно гидрокрекинговые синтетические масла являются оптимальным выбором.
Итак, теперь можно еще раз повторить всю цепочку действий при выборе моторного масла.
- Уточняем допуск производителя вашего автомобиля к моторным маслам.
- Определяемся с оптимальной вязкостью с учетом п. 1.
- Выбираем «любимый» бренд и ищем в его ассортименте подходящее масло: желательно «синтетику» с учетом п. 2.
Осталось только залить масло в двигатель – это могут сделать в любом сервисе. И не забудьте поменять масляный фильтр, а также пробку в картере (чаще всего она одноразовая). Нужно ли промывать мотор перед заливкой нового масла? Да, если вы только что купили машину и не знаете, насколько добросовестно относился к ней прежний хозяин. Если же вы уже не первый раз меняете масло, от промывки можно отказаться: синтетическое масло имеет достаточно высокие моющие свойства, так что прекрасно справляется с отложениями. Главное – не забывать соблюдать межсервисный интервал!